Жизнь и смерть Петра Машерова – главы Советской Белоруссии

 

В Белоруссии до сих пор помнят и чтят Петра Мироновича Машерова, человека который возглавлял Белорусскую ССР в 1965-80 гг. Помнят его, и те люди, которые застали те времена могучего Советского Союза. Уж очень  он был харизматичным и активным государственным деятелем. Очень многие возлагали на него надежды на лучшую жизнь. И слишком неожиданной и загадочной была его смерть в автокатастрофе.

Петр Машеров родился в 1918 году. По семейной легенде  прадедом у него был француз, солдат наполеоновской армии по фамилии Машеро. Во время отступления из Москвы в 1812 году, голодный и замерзший капрал, был пригрет в крестьянской семье, женился на дочери хозяина и принял православие. От него и пошел род Машеровых.

Рос в колхозе, помогал родителям, жили впроголодь, и не только из-за плохой погоды и урожаев, но в основном из-за неумелого управления многочисленных и часто меняющихся руководителей  колхоза. Закончил школу, поступил на  физико-математического факультета Витебского педагогического института. Когда Петр был студентом, его отец был обвинен в антисоветской агитации и сгинул в ГУЛАГе. С 1939 года Машеров работал учителем физики и математики в райцентре Россоны, и пользовался большим уважением не только среди учеников, но и всех жителей района.

С началом Великой войны ушел добровольцем на фронт, в августе 1941 попал в плен, но через несколько дней бежал, выпрыгнув из поезда военнопленных. Добрался до Россоны, где создал молодежно-комсомольскую ячейку подполья. Несколько месяцев подпольщики вербовали сторонников и собирали оружие и боеприпасы. Одна из явочных квартир подпольщиков находилась в кабинете зубного врача Полины Галановой — его будущей жены.

В 1942 году партизанами был выбран командиром отряда имени Щорса. В боях с оккупантами Пётр несколько раз был ранен. Его отряд провел немало дерзких операций, крупнейшими из которых были подрывы железнодорожных мостов через Дриссу и Неман. За это Пётр Миронович Машеров в 1944 году был  удостоен звания Героя Советского Союза. К тому времени он — под кличкой Дубняк — уже был одним из руководителей партизанского движения в Белоруссии и секретарем подпольного обкома ЛКСМБ в Вилейской области. После освобождения родных краев Машерова оставили на комсомольской работе.

Уже в  1947 году он возглавил белорусскую комсомольскую организацию, сменив на этом посту Кирилла Мазурова, ушедшего на повышение. С Мазуровым его связывала давняя дружба, еще с партизанских времен, и они всегда помогали друг другу. Мазуров перетащил Машерова в минский обком, а затем вообще в ЦК республики. А когда Мазурова перевели на работу в Москву, то по его настоянию именно Машеров занял пост главы Белоруссии.

Машеров заметно отличался от руководителей других союзных республик. Не сидел сиднем в кабинете, а постоянно мотался по колхозам и маленьким городкам – на машине, на вертолете.  Довольно быстро Пётр Миронович сколотил крепкую команду, члены которой заботились не столько о личных карьерах и благосостоянии, сколько о делах республики. Белорусская ССР под его руководством достигла значительных успехов по сравнению с другими регионами Советского Союза.  Был построен ряд предприятий, начато строительство метро в Минске, бурно развивалось сельское хозяйство. Машеров  уделял большое внимание развитию науки и образования, по студенческой привычке проявляя наибольший интерес к физике. Да вообще успехи Белоруссии были во всех сферах – искусстве, спорте, промышленности и прочем. Продовольственные магазины не только в Минске, но и в областных и райцентрах поражали приезжих москвичей богатством ассортимента. По количеству легковых машин на душу населения Белоруссия обгоняла другие республики. При Машерове началось производство цветных телевизоров «Рубин» и «Горизонт», которые можно было свободно купить. Никто не мог обвинить Машерова во взятках. Все знали, что его семья живет довольно скромно. Обладал большим обаянием, интеллигентностью, простотой в общении, умением находить подход к каждому собеседнику, редко повышал голос.

Успехи Белоруссии и лично Машерова были замечены. В 80-м году пошел упорный слух, что Петра Мироновича ждет повышение и перевод в руководство Союза, на место первого заместителя Председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина. Слухи были не беспочвенны. Сам Косыгин, к тому времени старенький и больной, видел в молодом и активном Машерове не только своего  зама, но и преемника, человека который поведет Союз по пути намеченных им реформ. Уже все было на мази. Планировалось, что Косыгин уйдет в ноябре, его пост займет 1-й заместитель Кирилл Мазуров, а на его освободившееся кресло сядет Машеров. Уже получено было негласное одобрение Брежнева и других членов Политбюро. Но тут случилось…

4 октября 1980 года в половине третьего Машеров выехал в город Жадино. Автомобилем ГАЗ 13 «Чайка», управлял  60-летний водитель Евгений Зайцев. Машеров сидел рядом с водителем, сзади — офицер охраны майор В. Ф. Чесноков. Впереди шла белая «Волга» без мигалок, но с громкоговорителем, сзади шла машина ГАИ. Скорость кортежа была 100—120 километров в час. Дистанция между машинами 60—70 метров.

У города Смолевичи навстречу кортежу двигался синий МАЗ-503, за которым тащился ГАЗ-53Б груженый картошкой. Водитель МАЗа Тарайкович увидел, как из-за пригорка выскочил быстро несущийся кортеж, и услышал, как милицейская машина приказала ему уйти вправо. Шофер выполнил эту команду, но, так как МАЗ был тяжело нагружен, сбросил скорость не тормозом, а уменьшив обороты двигателя. В это время водитель ГАЗа Николай Пустовит сократил дистанцию между грузовиками и заметил, что МАЗ останавливается. Стоп-сигналы при этом не загорелись — ведь Тарайкович на тормоз не нажимал. Чтобы не врезаться в задницу МАЗа, Пустовит мог съехать в кювет, но побоялся перевернуть тяжелогруженую машину, поэтому вывернул руль влево, и выехал на встречную полосу. Увидев выворачивающий ему в лоб самосвал, шофер милицейской «Волги» резко увеличил скорость и успел пролететь мимо ГАЗа в нескольких сантиметрах. Судя по тормозным следам  водитель «Чайки» Зайцев пытался затормозить, но затем решил повторить манёвр «Волги» и увеличил скорость. Маневр не удался, правительственная машина врезалась в самосвал.

Бронированный ЗИЛ мог бы выдержать такой удар, но у представительской «Чайки» вся передняя половина превратилась в гармошку. Весь салон был засыпан картошкой.  Все трое находившихся людей погибли, Зайцев и Чесноков на месте, у Машерова вроде бы еще билось сердце. Его повезли в ближайшую больницу. Но врачам оставалось только констатировать смерть. Оглушенный Пустовит в шоке выбрался из кабины и сел на обочину. Мотор ГАЗа загорелся. Сотрудники милиции остановили проезжавший автокран и только с его помощью смогли растащить слепившиеся  машины.

Естественно, что за расследование ДТП, в котором погиб высокопоставленный государственный деятель, принялось  не ГАИ, а Генеральная прокуратура СССР совместно с КГБ. Оба водителя грузовиков были арестованы КГБ. Тарайковича быстро отпустили — он четко выполнил указания машины сопровождения кортежа. За Пустовита взялись всерьез. Как не старались,  умышленный характер преступления пришлось исключить. Следственная группа пришла к выводу, что виновен водитель картофелевоза.  Николай Пустовит был признан виновным в нарушении правил безопасности движения, повлекшем смерть двух и более лиц. Он получил 15 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. В 1982 году ему сократили срок по амнистии, а в 1985 году освободили.

Как всегда гибель такого известного деятеля обросла различными версиями и слухами. Обычное дело: мы не можем поверить, что такие личности как принцесса Диана, Михаил Евдокимов, Виктор Цой, генерал Лебедь могут погибнуть в банальной аварии. Ищем во всем злодейский умысел мифических, коварных врагов. Смерть Петра Машерова тоже не считали случайной.   «Отец не дожил до Пленума ЦК КПСС  меньше двух недель. Всё было решено. Он шёл на место Косыгина. Я понимаю, что отец мешал многим. Именно тогда, в октябре 1980 года, «взошла звезда» Горбачёва».  (Наталья Машерова).

«Нет ответа на главный вопрос — о трагической гибели лидера. Не всё понятно, а версии этого ДТП разные. Почему на том перекрёстке машина сопровождения отрывается на 150 метров?» (Аркадий Русецкий).

Конспирологических вопросов множество. Почему за рулем «Чайки» сидел водитель-пенсионер? Почему кортеж мчался с большой скоростью? Почему не были перекрыты дороги и не выставлено милицейское оцепление? И главный вопрос – кому же нужна была смерть Машерова. Конспирологи подгоняют под версию заговора следы на асфальте, заумно утверждая, что грузовик и «Чайка» двигались не так как указано в протоколе. В заговорщики определяют либо Брежнева, либо Андропова с Горбачевым якобы видевших в Машерове конкурента. Какая-то история про бриллианты на Брестской таможне, принадлежащие Чурбанову и Галине Брежневой.

Но все конспирологические версии легко разбиваются нормальной логикой,  установленными правилами и их нарушениями со стороны самого Петра Машерова. Кортеж мчался со скоростью в 120, потому что так было положено для правительственных автомобилей  —  считалось, что на такой скорости вести прицельный огонь по машине невозможно.

Не перекрывали дорогу и не выставляли оцепление по распоряжению самого Машерова. Ну не любил Петр Миронович помпезных и пышных выездов, запрещал перекрытие дорог. Ехали не установленным для партийных бонз порядком, с кучей машин, с перекрытием дорог и улиц, с гаишниками на мотоциклах, с кортежем сопровождающих лиц.

Дежурного ГАИ  не предупредили о прохождении по трассе Минской области кортежа Машерова. Поэтому ГАИ не приняла необходимых мер. Однако этот факт объясняется тем, что Пётр Миронович обычно определялся с маршрутом уже в пути.

Евгений Зайцев, везший Машерова,  был отличным водителем, но ему уже перевалило за 60 лет, реакция уже не та, тем более страдал радикулитом. Но Пётр Миронович не возражал, чтобы его возил Зайцев — он был человеком привычек, а с Зайцевым его связывала дружба еще с комсомольских времен. Так в  конце сентября Зайцеву не удалось пройти медосмотр, окулист обнаружил у него ухудшение зрения и запретил садиться за руль. В дело вмешался сам Машеров, после звонка, которого новая медкомиссия разрешила Зайцеву управление транспортным средством, но только в очках.

По  статусу первому секретарю был положен бронированный ЗИЛ-117. Такой автомобиль в гараже ЦК КПБ имелся, и Машеров чаще всего ездил именно на нем. Однако утром 4 октября обнаружилось, что у ЗИЛа разбиты задние фары. Сторонники конспирологии считают, что их разбили намеренно, готовя покушение, однако следствие установило, что фонари ЗИЛа пострадали накануне вечером во время неудачного маневра одного из шоферов внутри гаража. Из-за неисправности ЗИЛа к крыльцу и подали «Чайку» к тому времени считавшуюся уже устаревшей.

Машеров сидел на переднем сидении, его охранник майор Чесноков расположился сзади. Это явное нарушение инструкций. Но так было почти всегда. Любил Петр Миронович сидеть впереди, а охранник не мог ему противоречить.

Николай Пустовит в 2010 году

Главный виновник ДТП Николай Пустовит за 16 лет работы за баранкой  не попадал ни в одну аварию, имел кучу благодарностей, был отличным семьянином, к тому же малопьющим. Конспирологи выкопали тот факт, что за день до аварии он проезжал по этому маршруту, и сделали вывод, что он готовился к покушению. Но это нормально для колхозного водителя – ежедневно  ездить из колхоза в город и возить картошку. Да и как-то сложно заподозрить в простом деревенском мужике коварного киллера. Да и вообще по законам жанра убийцу такой значимой личности должны были ликвидировать. Пустовит же после отсидки вернулся в родную деревню и дожил до глубокой старости.

Теперь разберемся, кому же нужна была смерть Петра Машерова. Брежневу? Андропову?  К тому времени они уже были старыми и больными, и всерьез подумывали о уходе на покой. Именно в сравнительно молодом Петре Машерове Брежнев видел своего преемника. Были у них конечно иногда натянутые разногласия, но в целом Брежнев очень хорошо относился к Машерову, по отечески называл его всегда Петя или Петенька. Сам предложил занять ему место Косыгина.

Юрий Андропов хотя и рвался к власти, но был здравомыслящим реалистом, прекрасно понимал, что в делах государственной важности личные антипатии должны отходить на задний план. Тем более что Андропов к тому времени сильно болел.  Устранять Машерова у него не было никакого резона.  Машеров, который старался  наполнить полки магазинов не только в Белоруссии, но и во всей стране, был бы Андропову крайне необходим.

Михаилу Горбачеву смерть Машерова несомненно была на руку, открывала прямой путь к власти. Но в момент гибели Петра Мироновича, Горбачев не обладал большой  властью, чтобы устроить покушение. Я плохо отношусь к Горбачеву, но считаю, что такой неадекватный деятель никак не мог организовать удачное покушение. Развалил бы, как разваливал все, что не задумывал. Ну не тянет он на заказчика убийства.

А то, что никто из кремлевских владык никто не приехал в Минск, на похороны Машерова тоже объяснимо. Кремлевские старцы уже впадали в маразм, и старались не посещать траурные мероприятия, как и большинство пожилых людей. Предпочитали помпезные юбилеи и празднества.

Смерть Петра Мироновича Машерова – это цепь случайностей, возможно вызвавших в результате  развал Советского Союза. Если бы он не погиб в аварии, если бы стал премьером, а затем главой страны…

Посетители — 583.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *