Ян Коменский — человек придумавший школу

Перед 1 сентября  сам Господь повелел нам вспомнить великого Яна Амоса Коменского. Он не водил армии в походы, не устраивал кровавых баталий, не был королем и правителем. Он был учителем. Но великим учителем  создавшим систему современного образования. Именно Коменский придумал 45-минутные уроки, перемены, упражнения, классы, летние каникулы и много еще чего другого, что так любят и не любят сегодняшние школьники. По большому счету современную школу.

Вообще-то слово «каникулы» в переводе с латыни переводится как «маленькая собачка». Так в Древнем Риме называли самые жаркие летние деньки, когда нормальный римский гражданин не работал, а кайфовал с кувшином фалернского или цекубского вина где-нибудь в тенёчке. Сенаторы и патриции сваливали из Вечного города в загородные именья, римляне победнее тоже отправлялись к реке или на море. Хороший хозяин в такую жару даже рабов на солнцепек не выгонял.

А первые школы появились в Древней Греции. Некоторые ученые всерьез полагают, что первоначально их создали для того, чтобы занять хоть чем-нибудь стариков и детишек. Чтобы те не путались под ногами активных граждан и не мешали заниматься войнами, политическими интригами, торговлей и прочими «важными» взрослыми делами.

Но потом греки поняли пользу образования – грамотный и эрудированный человек в любом случае лучше необразованного жлоба. Вслед за Грецией подобные заведения появились и в других странах. Но в течение многих веков во всех школах учили по-разному, единой системы обучения детей не было.

Пока в XVII веке не появился великий чешский учитель и просветитель, а по совместительству епископ Чешскобратской церкви, Ян Амос Коменский (1592-1670). Человек нелегкой судьбы – в детстве от чумы у него умерли отец, мать и две сестры. Его и оставшуюся в живых сестру взяла к себе тетка. Из-за религиозных войн Коменский был вынужден покинуть родной город. Во время скитаний от чумы умерла его первая жена и двое детей. Через два года он снова женился, но через двадцать лет умерла и вторая жена. Испытания не сломили Яна Коменского. Великий гуманист, он по-прежнему любил детей и всю жизнь посвятил тому, чтобы учить их. Он мотался по всей Европе, писал книги по педагогике и учебники по школьным дисциплинам, основывал школы.

Именно Коменский доказал, что детей учить надо с 6-летнего возраста, что утренние часы наиболее плодотворны для обучения, что учить надо на примерах, а примеры предпосылать правилами. Обучающий материал распределялся по возрастам, то есть, по восприятию в соответствующем возрасте. Нужно было организовать учебный материал так, чтобы последующие занятия не вносили ничего кардинально нового, а лишь являлись развитием уже полученных знаний. Все науки и языки должны были преподаваться в простейших элементах.

Коменский рассортировал учеников по возрастам и классам, разделил учёбу на несколько дисциплин, ввел понятия «урок» и «оценка». Девочки и мальчики должны были обучаться вместе. Преподаватели не должны были оказывать эмоционального давления на учеников, а, тем более, подвергать их физическому наказанию. Процесс обучения должен был проходить в игровой манере. Если ребенок не может овладеть той или иной наукой, то это ни в коем случае не является его виной.

С легкой руки педагога детей в школу стали принимать один раз в год – осенью 1-го сентября. Коменский придумал и летние каникулы для отдыха детей от учебного процесса. Через некоторое время по примеру школ летние каникулы ввели и в университетах. Правда, там были и другие причины, гораздо более суровые. Тогда по миру гуляла страшная чума, особенно свирепствовавшая летом. Ежегодно каждое лето чума выкашивала значительную часть населения Европы.

За четыре века школьная система претерпела множество преобразований. Менялись возраст учеников, количество предметов и классов, сокращались или увеличивались каникулы. Но общие основы, заложенные великим гуманистом Яном Амосом Коменским, остались неизменными.

По его твердому убеждению, вся жизнь является для человека школой для подготовки к вечной жизни. А путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей – Богу. Таким образом, Коменский выделял три составные части воспитания – научное образование, нравственное воспитание и религиозное воспитание.

Великий был человек, посадивший дерево, плодами которого мир до сих пользуется.

 

Если Вам понравился пост, то ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал.

Посетители — 83.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *