Столкновение боевого вертолета с …трамваем

В 1977 году на вооружение советских ВМФ был принят боевой вертолет Ка-27 разработанный КБ Николая Камова. Вертолет предназначался для  обнаружения и уничтожения подводных лодок. Но первой жертвой грозной воздушной машины стал мирный сухопутный трамвай.

Серийное производство вертолетов осуществлял авиационный завод в Кумертау, что в Башкирии. После выпуска до места назначения готовые образцы должны были добираться обычно своим ходом. И вот 26 ноября 1980 года завод подготовил к отправке на Северный флот три вертолета. Первой перевалочной базой для дозаправки должен был служить аэродром Казанского вертолетного завода, примерно в 550 км от Кумертау. Практика перегона была к тому времени отработана и не внушала никаких опасений. Но как всегда вмешался человеческий фактор – бардак, недисциплинированность, халатность, как работников завода, так и военных летчиков.

По каким-то причинам техники на заводе полностью заправили топливом лишь  вертолет командира группы.  Два других заправлены не были, у них в баках были лишь остатки горючего, оставшиеся после проведенных испытаний двигателей. Пилоты тоже оказались не на высоте – предполетную проверку провели разгильдяйски формально и вылетели, не заметив недостаток топлива в баках.

Группа летела треугольником: впереди ведущий, справа и слева ведомые. Причем последние, чтобы не наваливаться на ведущего активно работали рычагами, что приводило к большому расходу горючего.

И вот на подлете к Казани у вертолета майора Ольховика срабатывает датчик аварийного остатка топлива. Он просит у командира группы разрешения на аварийную посадку, благо как раз пролетали над аэродромом «Казань-2». Командир, считая, что тот сможет пролететь 20 км до планового аэродрома такого разрешения не дает. Группа влетает в воздушное пространство над Казанью.

Но, не долетая четыре километра до цели, у вертолета Ольховика из-за отсутствия топлива глохнут два двигателя. Он находится на высоте 200 метров, над жилыми массивами Московского района Казани. Времени практически не было, но опытный пилот Ольховик умудрился выбрать самое удачное место для падения: направляет падающий на большой скорости вертолет на пересечение улиц Восстания и Декабристов, на так называемую площадь Восстания. Вертолет врезался в асфальтовое покрытие площади, сразу же порвав своим корпусом и лопастями контактные кабели и коммуникационные провода электрических сетей и местной телефонной станции. Двигаясь по инерции, вертолёт закрутился и, запутавшись в кабелях, опрокинулся на левый борт, попутно зацепив лопастью, стоявший на светофоре трамвай. К счастью никаких жертв не было – трамвай был пустой и как раз направлялся в парк.

Второй вертолет под управлением майора Малинко, также испытывал нехватку горючего, но сумел дотянуть до стадиона «Тасма», в двух кварталах от места крушения Ольховика, где совершил аварийную посадку. Третий, командирский вертолет смог дотянуть до заводского вертодрома, где приземлившись, заглох.

Естественно на месте падения Ка-27 собралось множество народа (толпа из трехсот человек). Но милиция и городские службы сработала эффективно и своевременно. Так как вертолет был новейшим и секретным, быстро было выставлено оцепление, дабы не допустить посторонних лиц. В течении нескольких часов восстановили поврежденные коммуникации и кабеля, залатали асфальт, поврежденный трамвай отбуксировали в депо, прибывшие специалисты разобрали упавший вертолет. К следующему утру ничто не напоминало о происшествии.

Интернета тогда не было, новости передавались из уст в уста. Причем по принципу «испорченного телефона» — обрастая невероятными и красочными подробностями. По Казани поползли слухи о многочисленных жертвах и разрушениях. Рассказывали об разрушенных зданиях и подземном переходе (они вообще не получили никаких повреждений), о десятках пассажиров трамвая разрубленных гигантскими лопастями. И хотя все эти слухи за сорок лет не получили никакого подтверждения, до сих пор старожилы города на ночь рассказывают внукам страшные сказки про грозный вертолет, атакующий мирные трамваи.

Так как вина завода была очевидна, дело замяли и спустили на тормозах. И работники предприятия, и пилоты отделались лишь дисциплинарными взысканиями и лишением премиальных. Правда, остряки с тех пор стали именовать 830-й противолодочный вертолетный полк, не иначе как «отдельный казанский противотрамвайный».

Через девять лет произошел еще один инцидент с вертолетом К-27. На этот раз более трагический. И опять сработал человеческий фактор. 22 июля 1989 года в Приморье экипаж старшего лейтенанта С.С. Шевченко из хулиганских побуждений отклонился от маршрута, вышел на автодорогу и снизился на предельно малую высоту. На скорости 220км/час винтами стала рубить верхушки деревьев. А здесь навстречу высокий междугородний автобус. Летчик попытался уйти от столкновения, но задев автобус, был отброшен на 6-метровую металлическую ферму. После чего рухнул на проезжавший «москвич» и взорвался. Погибли три члена экипажа и ехавшая в автомобиле семья из четырех человек, в том числе двое детей.

Если Вам понравился пост ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал.

 

Посетители — 236.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *