Про Алису Фрейндлих

 

Мой самый любимый советский фильм – «Служебный роман». Конечно там великолепное мастерство режиссера Эльдара Рязанова и сценариста Эмиля Брагинского, блестящая команда актеров – Андрей Мягков, Басилашвили, Ахеджакова, Немоляева. И конечно же в главной роли Алиса Фрейндлих. Без нее по моему и не было такого великолепного, смешного и щемящего душу фильма.

Вообще Эльдар Рязанов давно хотел снять Алису Фрейндлих. Еще с 1961 года, когда она была еще малоизвестной 27-летней актрисой.   Пробовал на главную роль в  комедии «Гусарская баллада».  Фрейндлих сыграла пробы просто блестяще, но в актрисе было чрезвычайно много женственности, а героиня фильма, как известно, изображала мужчину. В итоге на роль утвердили Ларису Голубкину. В 1967 году  Рязанов, написал киноповесть «Зигзаг удачи». Роль Алевтины писалась специально для Алисы Фрейндлих. В этот раз  помешала беременность актрисы. Не удалось снять Фрейндлих и в «Иронии судьбы, или С легким паром».  Вообще до фильма Рязанов и Эмиль Брагинский написали одноимённую пьесу и отдали её в Театр имени Ленсовета с обязательным условием, что главную роль, Надю Шевелеву, в пьесе исполнит ведущая актриса театра Алиса Фрейндлих. Через некоторое время авторов пригласили на премьеру. В телефонном разговоре Брагинский поинтересовался тем, как в постановке играет Фрейндлих, на что ему ответили: «А она в вашей пьесе вообще не играет!».  После этого и Рязанов и Брагинский, обидевшись не поехали на премьеру. В  фильм по этой пьесе пригласить Фрейндлих не могли, поскольку уже была утверждена Барбара Брыльска. В общем Рязанов был в косяках у Френдлих и поклялся что в следующем фильме непременно снимет ее.

Потом вспомнил о пьесе «Сослуживцы», написанной им вместе с Брагинским. Пьеса была успешна: её поставили 134 театра в разных городах СССР. Рязанов, подумав, что главную роль — Людмилу Прокофьевну Калугину — на этот раз точно должна исполнять Алиса Фрейндлих, отправил ей пьесу и предложение сняться в его фильме. Рабочим названием ленты  было «Сказка о руководящей Золушке». По сюжету Людмила Калугина должна была быть невзрачной «серой мышкой». А это было очень сложно – Алиса  Фрейндлих хоть не красавица, но никак не «серая мышка» — яркая, обаятельная, одни глазищи чего стоит. Так что перед гримерами фильма стояла непростая задача. А художник по костюмам  так и  не смог найти нужный костюм для съёмок. Его нашла сама актриса, «излазив» всю гардеробную «Мосфильма». Фирменную походку своей героини Фрейндлих взяла от реально существующих начальниц того времени.

Фильм имел огромный успех. После премьеры к Фрейндлих даже приходили письма следующего содержания: «После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же причёску, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок». В народе Алиса Фрейндлих получила всенародную любовь и популярность.  Две песни из картины  в её исполнении — «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет» — сразу же стали хитами и многократно исполнялись по радио и телевидению.

Зато не очень оценили в высших государственных сферах: все создатели и актеры, кроме Алисы Фрейндлих, были удостоены Государственной премии РСФСР. Но к этому Фрейндлих было не привыкать. Она часто страдала из-за своего происхождения.

Бруно Фрейндлих

Алиса Фрейндлих по отцу происходила из чисто немецкой семьи. Предки, стеклодувы по профессии,  переехали в Россию аж в XVIII веке. Но вот только отец Алисы, Бруно Фрейндлих не захотел продолжать династию стеклодувов и ушел в артисты. Причем стал очень известным. В ленинградском Театре рабочей молодежи познакомился с симпатичной русской девушкой Ксенией Федоровой. И хотя все родственники-немцы противились тому, что он женится на русской, свадьба состоялась. Результат большой любви – 8 декабря 1934 родилась девочка.  Мама хотела назвать дочь Наташей, но воспротивились отец и бабушка:  «Наталья Бруновна Фрейндлих» — странная каша. Зато мать настояла, чтобы в  графе «национальность» значилось «русская». Возможно, это спасло ей жизнь. В начале войны немцев массово выселяли из Ленинграда. Это коснулось многих родственников семьи Фрейндлих. Кого-то, как позже выяснилось, расстреляли. Отец Алисы успел еще до выселения эвакуироваться с ТЮЗом в Ташкент. Через несколько лет после войны он вернулся  в Ленинград уже с новой женой и дочерью.

Алиса пережила все ужасы ленинградской блокады. Только бабушка помогла выжить Алисе в те времена, а точнее, её пунктуальность: она выдавала совсем маленькую часть от буханки хлеба по часам, а остальное прятала. Здоровье девочки и её матери было крайне слабым и нестабильным не только в физическом отношении, но и в психологическом: ребёнок с немецкими корнями ужасно себя чувствовал в обществе тех, кто немцев презирал и ненавидел. В 2014 году, Алиса Фрейндлих сыграла одну из главных ролей в сериале «Линия Марты», посвящённом событиям блокадного Ленинграда. Но сама актриса чаще вспоминала второстепенную роль в театральном спектакле   «Рождены в Ленинграде»  по одноимённой пьесе Ольги Берггольц. Зрителями были сплошные блокадники. Премьерные показы проводились в мёртвой тишине, а под конец спектакля некоторые молча стояли, некоторые — плакали навзрыд.

Окончив школу в 1953 году, Алиса Фрейндлих уже точно знала, что станет актрисой, только не могла решить, какой именно: музыкальной или драматической. Выбор в пользу второго варианта помог сделать отец, отговоривший Алису от оперной сцены: «Ты же кроха, а там фактура нужна», хотя у девушки был сильный голос — высокое меццо-сопрано.

Игорь Владимиров и Алиса Фрейндлих

По сути Алиса Фрейндлих театральная актриса. Без кино она могла прожить, а вот без театра нет. Играла в Театре имени В. Ф. Комиссаржевской, где познакомилась с режиссером Владимировым. А когда он возглавил Театр Ленсовета перешла туда.  Говорила: «Игорь Петрович Владимиров — мой настоящий учитель в искусстве, заботливый и строгий педагог, мой верный друг. Всеми своими достижениями в театре я обязана только ему. Я не представляю себе актрису Фрейндлих без режиссёра Владимирова. Мне даже страшно об этом подумать. Смогу ли я теперь работать в другом театре? Не знаю». Привязанность к Владимирову, который был старше её на 16 лет, вылилась во второй брак Фрейндлих — в начале 1960-х годов она вышла за него замуж.

Она сыграла множество ролей в театре, сама уже не помнит сколько. Но завзятые питерцы-театралы выше всего ставят… детский спектакль «Малыш и Карлсон», где 30-летняя актриса играла Малыша. На этот спектакль с одинаковым удовольствием шли и взрослые, и дети. И вместе смеялись и плакали. Хоть и детский спектакль, но до глубины щемящий. Однажды когда Малыш расставаясь с Карлсоном произносит: «Как же я теперь один останусь», дочка Алисы Фрейндлих, Варвара сидящая в зале не выдержала и крикнула: «Мама не плачь! Я с тобой останусь!».

С детьми и внучкой

Михаил Боярский с детства знал Алису Фрейндлих. Его родители играли с ней в одном театре, жили по соседству, навещали друг друга. Миша по детски был влюблен в Алису Бруновну – обычная история, детская и подростковая любовь. Страшно ревновал ее к мужьям: к первому Владимиру Карасеву и к Игорю Владимирову. Когда вырос и закончил институт попал в Театр Ленсовета. Увидел  Фрейндлих, бросился к ней: «Здравствуйте тетя Алиса». А та приняла его холодно: «Здравствуй Миша. Рада что новая смена подрастает». Вечером позвонила Боярскому-старшему и сказала: «Ты своему му…ку скажи чтобы перестал меня называть теткой». В этом вся Алиса Фрейндлих. И дочь и внуки и вообще друзья и знакомые обращаются к ней преимущественно по имени. Несмотря на преклонный возраст она по прежнему молода. Увидев ее на сцене, зрители влюблялись с первого взгляда, а позже в театр ходили не на спектакли, а на любимую актрису. За десятилетия театральной карьеры ничего не изменилось: ее по-прежнему любят и ждут.

Кстати Михаил Боярский все-таки воплотил свои детские мечты о тете Алисе. В фильме «Д Артаньян и три мушкетера» он после долгого пути за подвесками прикорнул. И тут входит королева, которую играла Алиса Фрейндлих. По сценарию д Артаньян должен был галантно поцеловать ручку королевы. Вместо этого Боярский, как будто спросонья приняв королеву за любимую Констанцию,  облапил и обтискал любимую тетю Алису.

Афоризмы от Алисы Фрейндлих:

Всю жизнь мы расписываемся в том, что не знаем себя до конца.

 Чем дольше человек хранит в себе детство, тем дольше сохраняется данное ему от природы дарование.

 Одиночество — это когда некому себя отдать.

 Мне не интересны люди, которые не отдают душу.

 Я не испытываю удовольствия, видя, что люди вместе с прочими свободами обрели свободу от совести.

Посетители — 309.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *