От школьного ранца до рюкзака

Начало учебного года – это головная боль для всех  родителей. Надо собрать ребенка в школу. Форма и, конечно, школьный рюкзак со всем, что в нём полагается быть. А это не так мало. Сегодня у школяров в рюкзаке тяжести, которые подчас сложно унести и взрослому. Чем старше класс – тем больше сумка у ученика.

По мнению ученых, школьный портфель должен весить 10% от массы тела. Но школьные портфели намного превышают эту норму. У третьеклассника портфель весит в среднем 5 кг. А где вы видели третьеклассника весом в 50 кг.

У нас в Казахстане так и не переняли опыта заграничных школ, где специальный автобус отвозит детей в школу, а после уроков развозит их по домам. И специальные шкафчики в школах пока не практикуются. Хорошо бы, если каждый школьник мирно положил учебники в собственный шкафчик и закрыл его на ключ. Вот тогда портфели будут соответствовать норме. Или лучше, если ещё меньше, потому что после восьми уроков (а именно столько их в некоторых классах) любые 100 грамм идут за килограмм. Например, в 11-13 лет безопасно переносить массу не более 3 кг. Для маленького ребенка носить в школу портфель весом 7 кг равносильно тому, как если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограмм 20-30.

Камила Тургамбекова учится в 11 классе обычной алматинской гимназии. Каждый день у нее семь уроков. И это не считая дополнительных занятий. Во вторник нет физкультуры и литературы, куда приходится брать оригинал изучаемого произведения, а, значит, сумка немного легче – «всего» 5 кг.

– Что у меня здесь? Учебники, тетрадки, дневники и сменная обувь. Но иногда могу захватить с собой новую бижутерию, серьги или браслет – похвастаться подружкам, — улыбается девчушка. — Некоторые носят с собой косметичку. Наши мальчишки шутят – наши рюкзаки весят от 5 до 8 килограммов, а амуниция американского солдата – всего 10 кг. Выходит, что наши девчонки гораздо выносливее американских вояк.

 

Всё те же ученые решили узнать, что же лучше носить школьникам – портфель, ранец, сумку или же школьный рюкзак. Оказывается, ношение портфеля приводит к искривлению позвоночника, так как тяжесть по спине распределяется не равномерно. Рюкзак – также не лучший выбор, поскольку у него мягкая спинка. Хотя сейчас в продаже появились рюкзаки и с ортопедической спинкой. Плечевая сумка на одной лямке тоже является серьезной причиной искривления осанки. Лучше всего, оказывается, обычный школьный ранец, он не вредит позвоночнику, наоборот – приучает его находиться в правильном положении, и при этом имеет, как правило, большее количество необходимых кармашков.

 

Но вряд ли кого-нибудь из старшеклассников заставишь поменять популярный ныне рюкзак на школьный ранец. Мода на школьную амуницию была и будет. Причем иногда чисто местная. В 70-х годах многие  девчонки и мальчишки Алма-Аты ходили в школу с иностранными пластиковыми пакетами, желательно с картинками и надписями. И в то же время  в одном из пригородных поселков  среди пацанов было особым шиком носить учебники и школьные принадлежности в… сетках-авоськах. А в старом дореволюционном городе Верном все школьники и гимназисты ходили с палками. Вначале по простой причине – разгонять бродячих и дворовых собак, которых в городе было видимо-невидимо. А также отбиваться этими палками от хулиганов-гопников. Потом это стало модным, небольшие палки превратились в здоровенные посохи, на которых носили  школьные ранцы. По этому поводу газета «Семиреченские областные ведомости» опубликовало гневную заметку, в которой сравнивала верненских гимназистов с бурлаками и странствующими пилигримами.

В XIX веке у каждого школьника была отдельная доска для записей – аспидная доска, сделанная из гладкого серовато-чёрного аспидного сланца. Писали на ней грифелем, а стирали записи тряпочкой. Учитель подходил к каждому ученику и проверял написанное. Впоследствии для удобства объяснения учебного материала стали применять одну большую доску на весь класс. Позже появились доски, на которых стали писать белым или цветным мелом. Они оказались настолько удачными, что используются в образовательных учреждениях до сих пор. Но наряду с ними сейчас зачастую в школах используют и интерактивные классные доски.

Сейчас многие и не знают, что такое перьевая чернильная ручка. Наряду с ней в школьном портфеле обязательно лежала «непроливайка». Как понятно из названия – это чернильница, из которой не должна была выливаться жидкость даже при встряхивании. Частенько, правда, это приспособление давало сбой, и содержимое ранца или кармана пропитывалось едкой темно-синей жидкостью. В конце 60-х – начале 70-х появились шариковые ручки. Тогда считалось, что они могут негативно повлиять на почерк ребенка, но в итоге их функциональные преимущества победили все сомнения скептиков. Письменные принадлежности (ручки и непроливайки) можно было положить в специальные выемки на парте. Столы, кстати, были не плоские, как, сейчас, а под наклоном. Грохот крышек этих деревянных парт вспоминают многие школьники 60-70-х. Несмотря на то, что перед началом каждого учебного года их покрывали краской и приводили тем самым в порядок, все равно проступали всевозможные надписи, которые поколения школьников старательно вырезали ножом, оставляя, таким образом, свой след в школьной истории.

 

В младшие классы ребята ходили чаще всего с портфелем – ранцы считались настоящей роскошью и предметом гордости. Позже, к концу 60-х, в моду вошли черные папки с молнией. У мальчишек они пользовались особой любовью еще и потому, что ими было удобно драться на переменах.    В 70-х школьники перешли на шариковые ручки и отказались от чернильниц, стальных перьев и промокашек. Учебная мебель тоже стала другая – сдвоенные скамьи с наклонными столами заменили прямые парты, за которыми ученики сидели на разных стульях. К концу семидесятых у школьников стали популярны твердые остроугольные чемоданчики-дипломаты. Внутри не было разных отделений для учебников и тетрадей, только на одной стенке с внутренней стороны были маленькие вертикальные чехлы, куда вставлялись ручка и карандаш; и прозрачные кармашки. Взрослые их использовали для хранения удостоверений и визитных карточек, а школьники – для пионерских билетов, драгоценных записок и шпор. Такие чемоданчики носили в одной руке, поэтому учителя пытались избавить школу от дипломатов – это портит осанку. Нарушители вызывались на ковер к завучу, но эти чемоданчики были популярны в основном у старших школьников, на которых такие беседы воздействовали мало.

В 80-е из школьного пенала исчез «циркуль-козья ножка», который раньше был у каждого школьника. Он считался очень дешевым (стоил около 3-5 копеек) и в итоге был заменен на обычный и привычный нам по форме циркуль. Предмет, кстати, получил такое название из-за своего внешнего вида – в специальное отверстие под углом вставлялся простой карандаш, которым и чертилась окружность. Также потеряла былую востребованность логарифмическая линейка. Хотя учителя все еще показывали, как с ней обращаться, но не заставляли применять на уроках во время вычислений. Похожая участь ждала и сборник таблиц Брадиса, благодаря которому можно было быстро определить синус, косинус, тангенс или котангенс и прочие математические значения. К концу 80-х годов ученики уже начали использовать на уроках простые калькуляторы.

После развала Советского Союза школьная программа постоянно менялась, поэтому учителя были в растерянности. Точные предметы остались теми же, но вот учебниками по истории и литературе школьники почти не пользовались – в книгах советского времени было сильное идеологическое влияние, а новые постоянно переписывались.

Появились китайские импортные рюкзаки для школьников, похожие на современные. Они были кислотных цветов, которые быстро бледнели, и с кривоватыми диснеевскими принцессами и Микки Маусами. Также среди школьников распространилась мода на пеналы-трансформеры – они были яркими и открывались с помощью кнопки, на которую нужно было нажать. Туда мало что вмещалось, и от них неприятно пахло пластиком, но зато было красиво. Носили с собой много новой канцелярии, которая наводнила прилавки магазинов – гелевые и блестящие ручки, а еще толстые пластиковые, куда было вставлено несколько стержней разных цветов – их можно было переключать, и такая ручка была многоцветной. На тетрадях появились изображения кумиров: героев телесериала «Элен и ребята», групп «Руки вверх» и Scooter.

После бедных 90-х годов в магазинах в большом количестве появились разноцветные карандаши, ранцы с рисунком для девочек и мальчиков, тетради с любимыми героями из мультфильмов. По этой причине перед первым сентября на школьных базарах был настоящий ажиотаж. В выборе канцелярии принимали активное участие не только дети, но и взрослые, у которых в свое время не было такого ассортимента, а импортные карандаши считались пределом мечтаний.

В первый класс обычно шли с цветным ранцем. Позже стали популярны вместительные сумки через плечо (их не разрешали носить тем, у кого были проблемы с осанкой). К 2006-2007 годам в моду вошли рюкзаки на длинных лямках (как в американских фильмах), а также так называемые «крылья» (рюкзак с широкой лямкой через одно плечо). К старшим классам девочки и вовсе отказывались от школьных портфелей и переходили на вместительные дамские сумочки.

Сегодняшняя школа отличается от старой. В каждом классе есть проектор, урок ведется с помощью презентации, где на слайдах ярко преподносится учебный материал. Некоторые школы оснащены интерактивными досками: они сенсорные, и на уроках биологии дети перетаскивают пальцами составные части растения, чтобы выучить его строение.

Современные ученики, особенно в младших классах, носят с собой целый арсенал принадлежностей: нужны цветные ручки и карандаши, фломастеры и маркеры, гибкие линейки, забавные ластики в виде животных и пирожных, офисные корректоры-замазки, чтобы не перечеркивать ошибки в тетради, и множество других штучек. А еще обязательно иметь телефон, зачастую заменяющий и калькулятор. Все это является предметом статуса среди школьников.

«Больше всего мне нравится, когда мы с мамой ходим покупать мне в школу новые тетрадки, ручки и карандаши», — рассказывает шестиклассница Лианна. —  «Уже в первые дни  сентября мы показываем, друг другу новые вещи и рассказываем, что делали летом, Задают много, зато в школе интересная жизнь – постоянно разные праздники и концерты, где мы с классом ставим сценки и танцы. Но самый любимый мой праздник – это 14 февраля, когда в школе ставят ящик для признаний, и в конце дня можно получить несколько валентинок ».

Школа изменилась. Изменились школьные принадлежности. Но любовь к школе осталось прежней. С 1 сентября! С Днем Знаний!

 

 

Посетители — 174.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *