Камни городов

Мы зачастую идеализируем стародавние времена. Представляем маленькие, уютные города и села, засаженные буйно растущей зеленью. Не было этого. Старые поселения представляли собой скопища грязи и дыма, а улицы – прибитую к земле пыль, смешанную с навозом. И только лишь в самых крупных городах можно было встретить уличное покрытие.

Мощеные дороги

Сначала это был обычный речной, окатанный булыжник. Его мостили просто – укладывали прямо в землю без подложки. Затем научились делать дорожную подушку – доски и бревна засыпали щебенкой, золой и углем, добавляли сверху прослойку земли, а только затем клали камень.

Естественно, мостили в первую очередь знаковые объекты – площади перед храмами и дворцами правителей, главные парадные улицы. Богатые и знатные люди могли избежать грязи и нечистот, передвигаясь в своих каретах и повозках, а бедняки были обречены месить ногами навоз.

Но все-таки при всех достоинствах булыжное покрытие делает дорогу  неровной и крайне некомфортной, и тогда, то ли в Древнем Египте, а может быть и в таком же Древнем Риме додумались скалывать края булыжников. Так и появилась первая каменная брусчатка она же тротуарная  плитка.

Но и у нее были свои недостатки. Хоть и булыжник камень прочный, но под металлическими подковами коней и ободами колес быстро разбивался в  пыль. А самое главное сам процесс изготовления такой брусчатки уж очень трудоемкий, тяжелый и затратный. В каменоломнях добывали и кололи камень провинившиеся рабы или закоренелые преступники.

Строить из брусчатки дороги между городами было уж очень накладно, хотя богатые цари, понимая стратегическую и экономическую важность дорог, иногда решались на такое дорогостоящее мероприятие. Так персидский царь Дарий I построил  через всю свою империю дорогу длиной в 2600 км. Вдоль дороги из обожженного кирпича стояли станции с конюшнями, казармы дорожной охраны, продовольственные склады, гостиницы для путников.

А вот римляне и египтяне для  мощения своих дорог использовали гранитные плиты большого размера. Именно такой является Апиева дорога в Италии сохранившаяся до сегодняшних дней. Или старинная египетская дороге от Нила, по которой тащили каменные блоки для возведения пирамид. Тогда египтяне еще не знали колеса, поэтому для транспортировки огромных блоков, вес которых составлял от 3 до 30 тонн, использовали сани влекомые сотнями рабов. Поэтому гранитные плиты, по которым тащили эти сани были отшлифованы до зеркального блеска. Причем вручную, с использованием алмазной пыли. И хотя эта дорога в длину всего несколько километров, строили ее более десятка лет. И даже рабов на строительство отправляли лишь на три месяца, а затем переводили на легкие работы.

Апиева дорога

Римляне считали строительство дорог одним из главных мероприятием по освоению завоеванных территорий. Развитие торговли и экономики, возможность быстрой переброски крупных войсковых контингентов все это невозможно без хороших дорог, с твердым дорожным покрытием. Многие римские дороги сохранились до сегодняшних дней, а практически все европейские столицы стоят на перекрестках бывших римских дорог. Причем уже в те времена римляне думали об организации пространства дороги, деля ее на мостовую для движения повозок, и ту часть которую сегодня мы бы назвали тротуаром.

Древние американские цивилизации в этом отношении даже опережали старушку Европу. Инки в своей империи построили целую сеть дорог из брусчатки общей протяженностью полтора десятка тысяч километров. Эти дороги соединяли территории таких нынешних государств как Эквадор, Боливия, Чили, Колумбия, Перу и Аргентина.

Мостовые Парижа

Долгое время городом булыжных мостовых считался Париж. Первые улицы там были замощены булыжником еще 1186 году. Король Филипп-Август, отправившись в аббатство Сен-Дени, наблюдал, как из под колес его повозки разлетается грязь, распространяя вокруг ужасное зловоние. Приехав в аббатство, разгневанный король, даже не отдохнув, издал указ горожанам Парижа замостить площади и улицы крепким камнем. Вот тогда-то и появилась  профессия  укладчика мостовой из булыжника. За их работой наблюдал специальный чиновник, носивший гордое звание «королевский мостовщик». История даже сохранила имя первого  – Тома Ле Раль.

Но тротуаров и пешеходных дорожек эти улицы не имели. Впервые тротуары появились не в Париже, а в Лондоне после Вестминстерского акта  1765 года. Англичане резонно посчитали тротуары средством гигиены, защищающим людей от нечистот и превращающим обочины дорог в чистое и безопасное место. Вольтер, побывавший в Лондоне, пришел в восторг от нововведения и назвал тротуары символом демократии. Они позволяли  беднякам отныне не месить грязь, а ходить в чистоте наравне с элитой. После Французской революции под влиянием идеей Вольтера замостили и обочины Парижских улиц.

А еще мостовые и тротуары были главным арсеналом парижан. Как только начиналась какая-нибудь революция, бунт или мятеж, то первым делом разбирались мостовые, и из булыжника строились баррикады, а то и просто им вооружались. Так продолжалось до 1968 года, пока после студенческих волнений властям все это не надоело, и весь город под стоны художников-импрессионистов не закатали под асфальт.  Париж потерял свою булыжную неповторимость, зато его улицы стали самыми гладкими в Европе.

А вот современную тротуарную плитку впервые начали производить в Голландии. Так как натуральных камней там было немного, ушлые голландцы придумали технологию производства тротуарных плиток из бетона и песка. Вскоре обнаружилось,  что таким образом можно изготавливать плитку разных размеров, форм и даже цвета. Первая дорога из такой брусчатки была выложена между городами Амстердам и Гарлем.

Российские мостовые

В российских городах улицы мостили издавна. Но не камнем, а более подручным материалом – деревом.   Поперек улиц укладывались бревна, сверху обшивались досками, настилаемыми по направлению движения. Наличие такой мостовой отражалось в названии улиц. Так появилась Большая Тверская мостовая улица, Никитская мостовая  улица и другие. В середине 18-го века еще большинство московских улиц были выложены деревом, а многие сохранились и до пожара 1812 года.

Но когда царь Петр I побывал в Европе, то решил по примеру голландцев замостить российские города и, прежде всего, новую столицу Санкт-Петербург брусчаткой. А так как для строительства северной столицы  камня не хватало, царь возложил на его жителей «каменный налог» – каждый домовладелец должен был доставить в город несколько сотен камней. Облагались каменным налогом и прибывающие в Санкт-Петербург корабли и обозы. Указ был настолько удачным, что отменили его только через шесть десятков лет.

Заодно решено было облагородить и улицы Москвы. Царь повелел домовладельцам замостить тротуары возле своих жилищ. А государственные заведения благоустраивались за казенный счет.  «Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем, мостить гладко, как будет указано от мастеров, и чтобы стоки были вдоль улиц, к дворам ближе, а по концам улиц стоки делать к рекам и прудам, чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило».

Асфальт и бетон

В конце XIX  века брусчатка и булыжное покрытие стало постепенно уходить – уж слишком устаревший тип покрытия, для растущих промышленных мегаполисов. Новое суперсовременное покрытие – асфальт, становился все более популярным. Ведь он лучше подходил для дорожного покрытия. Его слой более ровный и соответственно менее шумный, на нем хорошо держится любая разметка, покрытие из асфальтобетона легче ремонтируется.  А главное – он гораздо дешевле и менее трудоемок, чем брусчатка, и идеально подходит для движения автомобилей. А автомобили стали постепенно завоевывать мир и строительство надежных и хороших автомобильных дорог стало востребованным в широких масштабах.

Швейцарец  Эрнест Гуглильминетти, первым предложил связывать дорожную пыль смолой.  Акционерное общество, основанное им,   разработало технологию  покрытия автомобильных дорог смолой, что, по сути, и ознаменовало начало мирового дорожного строительства.

Асфальт стал вытеснять брусчатку с улиц. Но не везде. Знаковые площади, улицы городов, тротуары продолжали мостить брусчаткой. Прежде всего, из эстетических соображений – все-таки она смотрится гораздо красивее асфальтобетона. Благоустроить дорожки на своем садовом участке тротуарной плиткой или натуральным камнем считается в наше время самым лучшим «украшением» территории.

Практически все европейские столицы сегодня выложены красивой брусчаткой. Считается что самое красивое мощение в Риме или точнее в Ватикане. Овальная площадь Святого Петра шириной 240 м и длиной 340 метров выложена гранитной брусчаткой трех цветов. Различные геометрические узоры, с вкраплениями из очень редкого белого гранита гравированные именами римских пап.

Сегодня брусчатка переживает свое второе рождение. Пусть улицы для автомашин залиты асфальтобетоном, тротуары, площади, пешеходные дорожки мостятся брусчаткой различной формы, размеров и расцветки. А иногда в ходе ремонтных работ из под асфальта выглянет старая брусчатка.

Так в центре моего родного города Алма-Аты в ходе реконструкционных работ под асфальтом нашли старую, первую брусчатку которую выложили еще в 30-х годах прошлого века. Её не выбросили, а реставрировали и снова использовали для мощения. Чтобы и мы ходили по камням, по которым гуляли наши деды и прадеды.

Посетители — 188.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *