Как снимали «неинтересную и пошлую» мелодраму «Москва слезам не верит» (часть 1)

Коронавирус продолжает собирать жертвы. Умер Владимир Меньшов – киносценарист, актер, режиссер и так далее… перечисление должностей, званий и наград займет пол-листа. А просто талантливый и умный творец и художник. Фильмы, которые он создал стали знаковыми – «Розыгрыш», «Любовь и голуби», «Ширли-Мырли». Ну и конечно же «Москва слезам не верит».

Давайте не будем сегодня посыпать голову пеплом, причитать и вещать торжественные панегирики. Просто вспомним, как снимался этот замечательный фильм. Уверен Владимир Валентинович  одобрил бы такие поминки по нему.

Вообще «Москва слезам не верит» изначально был обречен на провал. Ни сюжет, ни сценарий никому не нравился. «Упадническая картина», «рядовая мелодрама», «пошлая сказка» так отзывались о сценарии маститые режиссеры, актеры и кинокритики. В общем «мура» — очередная сказка про Золушку-лимитчицу приехавшую покорять Москву, достигшую невиданных карьерных высот, и встретившую своего принца-электросварщика (по сценарию Гоша был электросварщиком на стройке).

Валентин Черных

Самому сценаристу Валентину Черных его опус под названием «Дважды солгавшая», тоже не особо нравился. Вообще он корпел над пьесой, но тут узнал, что проводится конкурс на фильм о Москве.  За 19 дней по бырому, пьесу переписал  на киносценарий, который на конкурсе занял третье место. Правда два первых никому не присудили: не нашли достойных. Но  сценарием никто из режиссёров не заинтересовался. Тогда супруга сценариста Людмила Кожинова предложила мужу показать его их другу, Владимиру Меньшову, за спиной которого был только один снятый фильм – «Розыгрыш», и который как раз искал материал для следующей картины.

Меньшову сценарий тоже не понравился. Нет, он не отказал другу, но в вежливой форме, сославшись на другие планы, обещал подумать. Он решил посоветоваться и показал сценарий Дунскому, Фриду, Фрэзу и другим уже маститым мастерам. И все советовали молодому режиссёру не связываться с этим «ничего из себя не представляющим сценарием». И даже супруга, Вера Алентова, чьё мнение тоже было интересно Меньшову, прочитав его сказала: «Ну и мура!»

Но Меньшова за живое зацепила одна сцена — временной прыжок с будильником, где главная героиня засыпает в слезах, а просыпается через два десятка лет другой женщиной. «Я даже сначала даже подумал, что пропустил несколько страниц, но потом меня осенило: это же так похоже на нашу с Верой жизнь», — вспоминал Владимир Меньшов. Он занимался другими делами, искал другие сценарии, но в мыслях постоянно возвращался к истории про Золушку-лимитчицу. Ведь это он, и его Вера пережили. Так же приехали в Москву из провинции, так же жили в общежитии… И Меньшов решил переделать сценарий на основе своих воспоминаний и впечатлений молодости.

Вот только Черных переделывать свою работу отказался. Ему она казалась вполне законченной. Поэтому на просьбу друга он ответил: «Не нравится – переписывай сам, а я лучше напишу что-нибудь новое». И Меньшов сел за доработку. Первое, что он изменил, это сцену, где подружки Екатерина и Людмила должны были наблюдать, как к аргентинскому посольству подъезжают приглашенные на дипломатический прием. Боливийского посла и военно-морского атташе США он заменил кинозвездами 50-х Юматовым и Конюховой, а «форды» и «бьюики»- отечественными «ЗИСами» и «Победами», подъезжающих на фестиваль французского кино. Появилась сцена со Смоктуновским, который «поздновато начинает» актерскую карьеру. Именно в этом моменте появилась главная тема фильма – в сорок лет жизнь только начинается. Кстати Юматов и Смоктуновский, к тому времени ставший суперзвездой, снятся в крошечном эпизоде не очень желали, но потом согласились – это, же очень интересно сыграть самого себя молодых. То же самое было и с Андреем Вознесенским.

У Черных главная героиня — депутат Моссовета — вела прием избирателей. «Скучно!» — решил Меньшов и отправил ее в клуб знакомств, где директриса, которую сыграла Лия Ахеджакова, сватала Екатерину за «работника главка — очень ответственного — всего пятидесяти трех лет». Изменил профессию Гоши, который стал у него «слесарем-интеллигентом». Ввел в сюжет спившегося хоккеиста Гурина. Появились новые сюжетные линии и герои. В результате первоначальный сценарий увеличился на треть.

С этим сценарием Меньшов пошел к директору «Мосфильма» Николаю Сизову, человеку суровому и жесткому, до этого работавшего начальником московского УВД. А тому, пожалуй, единственному из кинодеятелей, сюжет о трех провинциалках приехавших покорять Москву, неожиданно понравился. Сизов сам писал, правда, не очень удачные книги про милицию. Он разрешил снимать кинокартину, благо бюджет «Москва слезам не верит» был небольшим – всего 550 тысяч рублей. Не сравнить с другими фильмами с миллионными бюджетами.

И Меньшов стал подбирать актеров. И с этим возникли самые большие трудности. Никто особо не горел желанием сниматься в  «неинтересной» и заведомо провальной «сказке» у малоизвестного режиссера.   Маргарита Терехова, которую Меньшов видел в роли главной героине Катерине, категорически отказалась — молодой и неопытный режиссёр, сам фильм мыльная опера  не приглянулись актрисе. К тому же ее позвал Юнгвальд-Хилькевич в «Три мушкетёра» на роль Миледи. А отказать другу детства Терехова не могла. Тогда Меньшов решил пригласить на главную роль Ирину Купченко. Но и ту сценарий не заинтересовал. Валентина Теличкина, Наталья Сайко, Евгения Ветлова – они хоть и соглашались, но Меньшова не устраивали.

Были проблемы и со второй подругой. По сценарию Людмила была очень красивой девушкой, и поэтому на её роль в фильм руководство Мосфильма порекомендовало Меньшову попробовать Жанну Болотову, Валентину Титову или Людмилу Савельеву. Сам же Меньшов видел в этой роли Анастасию Вертинскую. Но все они ответили отказом. И тут Меньшов на одном из спектаклей случайно увидел Ирину Муравьеву. Сразу понял, что она идеально подходит на роль. Пусть не красавица, но в  ней была необходимая для Людмилы искорка. Муравьева, тогда малоизвестная актриса, согласилась, но позже признавалась, что  даже плакала от обиды. «Моя героиня совсем не понравилась мне, — говорила как-то актриса. — Грубая, неотесанная, местами пошлая. Все, что я ненавидела в жизни и в людях, вылезло на экран». Ей казалось, что Болотова, Вертинская, которые отказались, поступили мудрее. Не подозревала дурында, что получит за эту роль Государственную премию, а главное любовь зрителей – на несколько лет станет самой востребованной и популярной актрисой, под нее даже фильм «Карнавал» напишут.

Проблемы были даже с милой и тихой Тосей: Галина Польских чуть ли не обиделась за эту столь пошлую, как ей показалось, предложенную  роль. А вот Нина Русланова, которую на роль Антонины в итоге Меньшов не взял, обиделась тоже, но совсем по иной причине: что не утвердили. Утвердили Раису Рязанову, но она-то мечтала о роли Кати или Людмилы!

С выбором актёра на главную мужскую роль у  Владимира Меньшова тоже были большие трудности. На пробы мужчины  «у которого нет недостатков» были приглашены Олег Ефремов, Игорь Охлупин, Виталий Соломин и Вячеслав Тихонов. Но  режиссёр хотел другого главного героя. И нашел, когда случайно увидел по телевизору фильм «Дорогой мой человек» с участием Алексея Баталова. Вот только Баталов, ознакомившись со сценарием, от участия в фильме отказался. Меньшов уже хотел сам играть Гошу. Худсовет было против. Но сроки поджимали, и ему уступили. И тут вдруг Баталов передумал и сам позвонил Меньшову: «Знаете, я перечитал еще раз сценарий и хочу попробовать!» «Вот Гоша — все вроде с ним понятно: надо, чтобы у героини все кончилось хорошо, — вспоминал Баталов. — Но как только я прочитал, понял, что это не тот канонический, установленный государством рабочий, который уже сотни раз был на экране, — это другой совсем человек. Выйдет, не выйдет — это второй вопрос, но это интересно делать…»

Вроде бы актеров на главные роли подобрали, оставалось  лишь дело за главным – найти актрису на роль Катерины. А ее не было. И тогда вконец отчаявшийся Меньшов и решил пригласить на пробы свою жену — Веру Алентову, которая тоже не хотела сниматься в этом фильме (вы помните – «Ну и мура!»), но не смогла отказать мужу. И режиссер убедился в правоте пословицы «За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит».  Сколько времени он потерял даром, просматривая других актрис на эту роль, а лучшая  была рядом с ним. Алентова выглядела наиболее убедительно из всех кандидаток.

Были проблемы и с актерами второго плана. Инна Макарова, Клара Лучко отказались от роли матери Рудольфа — той, что угрожает беременной и брошенной Кате: «У вас ничего не выйдет, вы не получите ни метра!» Но тут Меньшов вспомнил Евгению Ханаеву с которой работал в «Розыгрыше» — в итоге та сыграла мамашу виртуозно.

Из «Розыгрыша» была и дочь Катерины красавица Александра – Наталья Вавилова. Но тут была одна очень большая проблема – родители Натальи не хотели, чтобы их дочь связывала свою жизнь с кино. Актёрская карьера дочери (а Вавилова к тому времени уже снялась в 5 фильмах) им была неинтересна, казалась несерьёзной, баловством. Будучи работниками МИДа, они хотели видеть свою дочь дипломатом и уже записали её на курсы в МИД СССР. Поэтому, когда они узнали о желании Меньшова в очередной раз пригласить её на съёмки в художественном фильме, то посчитали это авантюрой. Они были категорически против и запретили дочери даже подходить к телефону. Меньшов был в отчаянии. Съёмки уже начались, а у него нет актрисы на одну из ролей. Он показал фотографии претенденток на роль Алексею Баталову, и тот согласился с режиссёром – Вавилову можно было брать даже без проб. Актер, решил помочь режиссёру. Он лично отправился к родителям Натальи Вавиловой. Когда они увидели на пороге своей квартиры знаменитого Баталова, то были ошарашены и не устояли перед его просьбами отпустить на съёмки их дочь. В результате, после съёмок Наталья Вавилова бросила МИДовские курсы и поступила во ВГИК.

Большая статья получается. Поэтому разделил ее на две части. Продолжение следует…

 

Посетители — 43.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *