История школьной формы

Впервые специальная форма для школьников появилась в Англии. Аж в 1552 году, в школе Christ’sHospital основанной для сирот и детей из бедных семей. Тогда для  учеников был введён костюм из тёмно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колен. Англичане жуткие консерваторы и не любят что-то менять, так что такая чудо-форма из  XVI века сохранилась по сей день, единственная разница в том, что в наши дни ученики Christ’sHospitalуже не дети-сироты, а будущая экономическая и культурная элита Великобритании.

Опыт  с введением одинаковой одежды для всех учеников понравился. В то время дети из богатых семей ходили в школу в дорогой одежде и издевались  над скромно одетыми одноклассниками и учителями. Обычная ситуация, нередкая и в сегодняшние дни. А форма уравнивала учеников разных статусов.  Первыми стали вводить форму британские интернаты, потом она появилась в государственных школах, а в 1870 г. в Британии вышел указ, по которому государство гарантировало школьное образование каждому ребёнку и его обеспечение формой. Частные школы тоже ввели собственную форму, но не для того, чтобы обеспечить равенство учеников, а чтобы подчеркнуть их принадлежность к элите.

Английская система образования была и во многом остается примером. По образцу английских школ школьная форма вводится во многих странах. Школьная форма была введена во всех колониях Британской империи: в Индии и Австралии, в Новой Зеландии и Южной Африке, на Карибских островах. Для всех колоний форма была единой, но, подходящая для английского климата, она вызывала неудобство в жарких странах.

В России школьная форма появилась в 1834 году и была предназначена для учеников мужских гимназий. Шилась она по образцам военной формы: шинель, гимнастёрка, фуражка, брюки без канта; в зимнее время выдавался башлык. Гимназисты старших классов носили куртки с воротниками-стойками, похожие на морские кители. У учеников реальных училищ тоже была форма, но гораздо хуже и беднее гимназической. В 1886 году форма появляется в женских гимназиях: коричневые платья с воротником-стойкой и фартуки – повседневный чёрный и торжественный белый. Закрытые учебные заведения для девочек также имели свою форму.

Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и богатых людей. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

Естественно такая форма вызывала зависть и классовую неприязнь бедных детей, которые не в состоянии были  учиться в гимназии. Самое большое наслаждение бедных и хулиганистых пацанов было набить морду гимназисту, порвать его форму, вывалять фуражку в грязной луже. Гимназисты в свою очередь отчаянно блюли чистоту мундиров всеми доступными способами. Так у гимназистов нашего города Верного (Алма-Аты) обязательным атрибутом формы были здоровенные палки-посохи. И хотя педагоги постоянно боролись с ношением этих палок, их все равно таскали. Конечно здесь своего рода мальчишеская мода, но главное в том, что палка позволяла отбиться от своры уличных хулиганов. А также от собак и ишаков наводнявших город. А приемы драки на палках знали все мальчишки города Верного – научились у заезжих китайцев и местных дунган.

После революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царского режима  в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А фактически, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в единую форму.

Возрождение школьной формы происходит только в 1948 году. И это был яркий  пример дискомфортности:    форма  для  мальчиков, состоящая  из  фуражки, куртки «сталинского»  покроя  с  широкими  брюками  из  шерстяного  сукна  и  надетым  поверх «кителя» ремнём, застёгивающимся  на  металлическую  пряжку. Такую  форму  должны  были  носить  мальчишки  всего  Союза (где-то  со  второй  половины  50-ых  гг.) – от  Прибалтики  до  Дальнего  Востока, от  Якутии  до  Туркменистана. Девчонкам тоже не повезло — шерстяное  коричневое  платье  с  обязательным  чёрным (по  праздникам – белым) передником, чёрный  или  тёмно-коричневый  бант, заканчивающий  заплетённые  в  одну  косу  волосы. Такое  же  «немаркое»  платье  с «маркими» белыми  воротничками  и  манжетами, которые  каждый  день  надо  было  стирать, а  потом  снова  пришивать.

И хотя школьная форма стала единой по всей огромной стране, но пацаны драться не прекратили. Только вместо палок пользовались ремнями. У моего соседа до сих пор шрам на лбу полученный в чудесные школьные годы от ременной пряжки.

 

В 1962 году меняется форма мальчиков: вместо гимнастёрок вводятся серые пиджаки и брюки. А осенью 1975 г. появляются тёмно-синие брюки и куртки с погонами, нагрудными карманами, алюминиевыми пуговицами и нашивками на левом рукаве. Главная и незыблемая основа школьной формы остается до сих пор – «белый верх, черный низ». То есть белая или светлая рубашка и черные или синие брюки. Для девочек соответственно светлая блузка и темная юбка.

А в начале 90-х форму отменили. Правда, ненадолго. Уж слишком вскружилась голова у школьников, особенно старшеклассников свобода, «что  хочу, то  и  ношу»! А  захотелось  юным  потребителям, с  ещё  не  сформировавшимся  вкусом  и  чувством  меры, многого. Начиная  с  джинсов  и  кончая  мини-юбками  с декольтированными  блузками. Школьницы увешивались золотом и бижутерией, мазались слоями пудры и косметики, поливались французскими духами. К чести наших преподавателей и чиновников от образования от «бесформенности» быстро отказались и снова вели школьную форму. Цвет, фасон, материалы одежды должен выбирать родительский комитет или попечительский совет школы.

На  первый  взгляд, сравнивая  старые  и  новые  формы, произошли  значительные  изменения. Но  это  только  визуально. А  вот  отношение  к  удобству  и  гигиеническим  нормам  почти  не  изменилось.  Как была школьная форма неудобной и некомфортной век или полвека назад, так и осталась. Создание детской подростковой одежды отдано в руки модных кутюрье и модельеров. А они, такое впечатление, никогда не были детьми. Сразу родились гламурными и стильными, никогда не бегали, не прыгали, не лазили по деревьям, не пинали футбольный мяч. Они озабочены красивым стилем, модным фасоном и прочими прибамбасами высокой моды. Удобство, комфорт, рационализм, хотя о них много говорится, фактически оставлены без внимания.

И в результате у восьмилетних мальчишек ввиду  возрастного  телосложения  (обхват  талии, груди  и  бёдер  практически  равны) брюки не держатся на талии  и  они  вынуждены  поддерживать  их  руками.  А выбивающиеся из под брюк или юбок рубашки и блузки – это  беда всех школьников.  Совершено ненужный и нелепый атрибут формы — галстук. Кому он нужен? Меньше всего детям. Выходя из школы, они тут же его снимают.

Цвет – почему-то все зациклены на синем цвете. Пусть различных оттенков, но обязательно синий. В эпоху чернил и перьевых ручек такой цвет был оптимален, незаметны были чернильные пятна. Но эпоха чернильниц уже прошла. Может, есть смысл поменять и цвет школьной формы. Тем более что холодный синий цвет хорошо гармонирует с естественным цветом светловолосых и голубоглазых ребятишек славянского и прибалтийского типа. У нас в Казахстане таких детей конечно много, но все-таки большинство смуглолицые и кареглазые.  Им бы больше подошли цвета  с  «тепловатыми»  оттенками  тёмно-зелёного, например.  Ведь  не  зря  немолодые  мужчины-казахи  предпочитали  (не  так  уж  давно, ещё  в  прошлом  «советском» веке)  носить  фетровые  шляпы  именно  такого  цвета, интуитивно  определив  гармоничность  его  со  своей  индивидуальной, естественной  окраской.

Еще один аспект – климатический. Страна у нас большая, климатических зон много. Если в центральных и северных регионах нынешняя форма соответствует погоде, то в южных областях, в том числе в Алматы в шерстяных брюках и пиджаках жарко и в мае и в сентябре. Может стоит задуматся над какой-то удобной альтернативой.

И главный вопрос – стоимость формы. Во многих странах школьная форма выдается бесплатно, за счет государства. У нас тоже есть категории детей получающих бесплатную форму. Но может ввести такую практику хотя бы для общеобразовательных школ. Ведь как говорится лучшее вложение – это вложение в своих детей.

 

Наталья Руттер.

 

Посетители — 204.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *