Алла Ильчун — казахская муза Кристиана Диора

С портрета смотрит прекрасная женщина. Волоокие, раскосые глаза надменно и таинственно взирают с полотна. В тонких очертаниях лица чувствуется дикие гены горячих степняков. Она многое видела, многое пережила – горящий Харбин, бои с немцами на улицах Ниццы, нищету и голод, роскошь, богатство и славу.

Дочь Казахстана и России

Жизнь Аллы Ильчун всегда была окружена тайнами и загадками. Ее судьба достойна увлекательного романа или приключенческого блокбастера.

Её отца звали Жуанхал Ильчун или, возможно, Ильшан. Сын богатого казахского бая, жившего в Семиречье, он получил хорошее образование и работал инженером на железной дороге – участвовал в строительстве Турксиба. После разгрома белогвардейцев эмигрировал в китайский город Харбин.

Харбин в те времена только территориально считался китайским. По сути, это был европейский город, где проживало много русских. После гражданской войны за счет эмигрантов из России доля россиян ещё больше возросла.

В Харбине казахский юноша встретил молодую и красивую оперную певицу по имени Татьяна (фамилия её, к сожалению, неизвестна). Говорят, красивые дети – плод большой любви. Если это так, то, судя по очаровательной дочурке, любовь у молодых людей была просто огромной. Девочке дали имя, которое соединяло  Европу и Азию – Алла. По восточной версии имя произошло от доисламской богини Аллат. В переводе с арабского языка оно и переводится как «богиня». По версии древних греков Алла – это даже не имя, а значение – «иная, другая».

Жизнь в Харбине была сложной и переменчивой. В результате политических потрясений город периодически переходил от китайцев  к японцам, от  гоминдановцев к непонятному государству Маньчжур-Го. Все эти изменения сопровождались погромами, насилием и кровопролитием. После очередного переворота молодая семья переехала в Европу, во Францию.

Юная французская партизанка Алла Ильчун

Но и там не удалось уйти от политики. Вскоре грянула Вторая Мировая война, Франция была оккупирована немцами. Юная Алла участвовала в Сопротивлении, куда ее вовлекли подруги-белоэмигрантки – княгиня Тамара Волконская и Ариадна Скрябина. Вместе с ними она вступила в отряд французских партизан (маки) и участвовала в боях.

После войны Алла Ильчун переехала в Париж, где ее судьба вначале складывалась не лучшим образом. Чтобы найти средства к пропитанию, девушка  работала посудомойкой в ресторане. Но удача всегда одаривала Аллу своим благосклонным вниманием.

Муза Кристина Диора

 Однажды подруга Татьяна, с которой Алла совместно снимала квартирку на Монмартре, приболев, попросила  сходить вместо нее на показ к немолодому (42 года) и малоизвестному кутерье Кристину Диору. Алла пришла в ателье, но к своему сожалению никого из сотрудников там не застала, только в одной из комнат работала бригада маляров. Девица позубоскалила, пококетничала, а затем, надерзив веселым работягам, гордо удалилась. Каково же было ее удивление, когда через несколько дней секретарша Диора сообщила: «Мадмуазель, вы ангажированы». Алла заметила, что даже не видела никого, кроме рабочих. Секретарша рассмеялась: «Месье Диор был среди маляров».

Так Алла Ильчун покорила великого мастера и на два десятилетия стала его бессменной моделью. Их судьбы переплелись. Хотя, а, может, и благодаря тому, что Кристиан Диор был человеком нетрадиционной сексуальной ориентации, он тонко чувствовал женскую красоту и улавливал дух времени – после войны все женщины хотели почувствовать радость жизни, и Диор предлагал им желанный образ. Первая коллекция кутерье «Новое направление» («New Look») символизировала оптимизм, романтизм и изобилие – мягкие покатые плечи, круглые бедра, тонкая талия, широкие пышные юбки, на которые уходило до 40 метров ткани.

Лучше всего для демонстрации такой одежды подходила красавица Алла Ильчун, талия которой составляла всего 47 см! Ее невысокий рост  и невероятно тонкая фигура безупречно вписывались в параметры «New Look».  Новая коллекция произвела эффект разорвавшейся бомбы. В считанные  недели она покорила весь мир. 42-летний безызвестный модельер моментально стал королем высокой моды. И к нему в очередь встали королевы Европы, как титулованные, так и ставшие ими без высокой родословной. Среди них Фара Диба, герцогиня Виндзорская, она же королева Елизавета, Эва Гарднер, Ингрид Бергман, Рита Хейворт, Марлен Дитрих и многие другие.

Не лишенный суеверия и веры в мистику Кристиан Диор с тех пор стал считать Аллу Ильчун своей музой, талисманом приносящим удачу. Азиатская внешность модели его ничуть не смущала. Наоборот, он считал, что она придает загадочности, романтизма и необычайной экзотики. Вслед за Диором тенденцию делать ставку на азиатских красавиц переняли  Кристабель Баленсига и Юбер де Живанши. Некоторые историки моды считают, что самая главная причина – расширение азиатского рынка. Сегодня Китай, Корея и Япония являются оазисами высокой моды, а неделя моды в Токио по праву считается столь же авторитетной, как в Милане и Лондоне.

У Диора было много любимых моделей – например, Ренэ и Кака. Работали у великого кутерье и русские девушки, дочери и внучки белых эмигрантов – княжна Татьяна Кропоткина, Елена Корнилова, Дина Варенова. Но Алла Ильчун всегда была на особом счету, ей прощались многочисленные проказы и, что скрывать, тяжелый и взрывной характер. Например, однажды она подсыпала противному клиенту порошок для чихания. Но мастер все ей прощал. Алла же отвечала великому  модельеру взаимностью и считала его вторым отцом.

Топ-модель трех десятилетий

 Алла Ильчун проработала у Кристиана Диора 20 лет. После его смерти десять лет сотрудничала с его учеником и последователем Ив Сен Лораном.

Срок небывалый для моделей и манекенщиц. Все эти годы она оставалась по-прежнему прекрасной и грациозной, а её осиная талия увеличилась всего на два сантиметра. О том, как ей это удалось, Алла неизменно отвечала: «Я ничего не ем. Только пью. Моя диета — это сигареты и шампанское. В нем же все витамины».

Девушка из Харбина стала всемирно известной топ-моделью. Ее фотографии украшали все модные журналы. Она диктовала французским звездам эстрады и кино, в каких нарядах им нужно выходить в свет. Часто платье, в котором Алла дефилировала на вечернем показе, уже утром отправлялось… к дивам вроде Марлен Дитрих или Эдит Пиаф. Звезды не хотели ждать, пока им сошьют другое такое же. Алла сумела создать образ-эталон «кошачьи глаза» для своих коллег и последователей. А еще, благодаря восточной красавице в Европе и СССР возникла мода на макияж для глаз со стрелками.

При всемирной славе личная жизнь Аллы Ильчун оставалась малоизвестной. В отличие от современных звезд она не распространялась про свои победы и про свою жизнь. Известно лишь то, что она вышла замуж за фотографа Майка де Дюльмена, поляка по национальности, который также работал у Кристиана Диора. У пары родились двое детей.

Двадцать пять лет она царствовала на подиуме. Когда  скрывать предательские морщины стало уже невозможно, Алла ушла из мира моды, исчезла с экранов и обложек глянцевых журналов. Она не желала, чтобы мир видел ее увядающую улыбку, хотела остаться в памяти людей молодой, элегантной и красивой. Она отказывала в интервью, единственный посторонний человек, который в конце 90-х годов смог с ней встретиться, это историк моды Александр Васильев. Но даже ему было запрещено фотографировать увядшую красавицу.

Что стало с бывшей иконой стиля, когда она умерла? Неизвестно. Может быть, до сих пор Алла Ильчун жива? Вполне возможно. Жизнь ее полна небывалыми чудесами.

Портрет

Фотографий Аллы Ильчун сохранилось много. Но известно также, что ее портрет рисовал русский художник-постимпрессионист Леон Цетлин, также в годы революции эмигрировавший во Францию. Судьба полотна долго оставалась неизвестной. Считалось, что портрет хранится в семье, и никогда не выставлялся.

Но  недавно, а точнее 5 июня 2018 года, казахский меценат и общественный деятель Берлин Иришев, проживающий во Франции, заглянул совершенно случайно в один из парижских салонов. Там он увидел заветный  портрет. И опять чудеса! Уже на следующий день Иришев договорился о приобретении картины. Хозяева, пожелавшие остаться неизвестными, узнав, что он собирается демонстрировать портрет в Казахстане, сделали ему большую скидку. В тот же день меценат договорился с Государственным музеем изобразительных искусств имени А. Кастеева в Алматы, что через неделю привезет картину для показа. Сотрудники музея сомневались, что ему удастся сделать это за такой короткий срок, но таможенные формальности, обычно бюрократически долгие, как-то моментально разрешились, и уже 12 июня казахстанцы смогли увидеть «Портрет музы Диора». Чудеса повторялись.

Волоокая красавица смотрит с полотна художника на своих соотечественников. Вечно юная, вечно прекрасная.

 

 

Посетители — 456.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *