Александр Зацепин – первые шаги к успеху

Композитору Александру Сергеевичу Зацепину исполнилось 95 лет. Мафусаилов возраст. Все восхищаются, как он в свои годы классно выглядит. В каком тонусе себя держит. Вспоминают и его песни. Хотя, что там вспоминать они всю жизнь на слуху – любимые, почти народные, их поют не только в фильмах, но и на всех посиделках во всех компаниях.

О Зацепине можно писать много – интересная и талантливая личность. Но мне всегда было интересно узнавать о первых шагах к успеху и известности. Как человек смог пробиться на Олимп славы, стать всенародно известным и любимым. Конечно, прежде всего, талант и работоспособность, но на них  особо не выедешь. Сколько великих талантов сгинуло в обыденности? Сколько спилось и пропало в безвестности. Кроме таланта нужно схватить птицу удачи за хвост и не отпускать ее.

Александр Зацепин родился в Новосибирске в   семье врача-хирурга Сергея Дмитриевича Зацепина и учительницы Валентины Болеславовны Оксентович. В 1941 году его отца арестовали, и  по контрреволюционной 58-й статье он был осужден к 10 годам заключения. Это разрушило семью – после освобождения он не вернулся, мать растила сына в одиночку.  В школьные годы Саша активно участвовал в самодеятельности — хорошо пел, танцевал, декламировал со сцены стихи. Однако на музыкальную школу у матери денег не было. После окончания школы поступил в железнодорожный институт, но в марте 1945 года был призван в армию. Так что хоть повоевать Александру Зацепину не довелось, можно сказать, что он ветеран войны – Победу встретил в погонах.

Лейтенант Евгений Матвеев

Именно в армии Саша стал играть на музыкальных инструментах. Сперва товарищи показали ему несколько аккордов на гитаре и баяне, а затем он, имея от природы отличный музыкальный слух, самостоятельно освоил игру на рояле и аккордеоне. Причем, будучи самоучкой играл так, хорошо что его заметил командир  взвода Евгений Матвеев, будущий известный актер, к сожалению, променявший свой талант на почести и высокие должности. Но это было в будущем. А тогда именно с подачи Матвеева  Александра попал в Новосибирский армейский ансамбль песни и пляски. Сам Зацепин позже говорил, что если бы не армия, то вряд ли бы он стал композитором.

После увольнения в запас в 1947 году, работал в Новосибирской филармонии. Там познакомился с актрисой Ревмирой Соколовой. Броская внешность девушки сразу покорила сердце юноши. После свадьбы он узнал, что его жена беременна от другого мужчины. Однако, Зацепина это  не смутило, он удочерил родившуюся девочку, но та к сожалению вскоре умерла.  В 1951 году жена родила ему сына, которого назвали Евгений. Но семейная жизнь не складывалась, Ревмира постоянно требовала денег, Зацепин чтобы заработать хватался за любую подработку, по вечерам играл ресторанах и кинотеатрах, а в это время Ревмира изменяла ему. В конце концов, спустя три года брака он не выдержал измен и развелся. При этом продолжал помогать сыну до его смерти. Единственный сын музыканта Евгений умер от рассеянного склероза в 24 года.

Казалось бы где тут удача? Полная задница и депресняк. Но тут Зацепину  предложили поехать вместе с ансамблем, на гастроли в Казахстан, в том числе и в Алма-Ату. Уютный, зеленый город у подножия Заилийского Алатау так понравился молодому музыканту, что он решил там остаться. Он давно подумывал о получении какого-либо музыкального образования, в те времена для композитора и музыканта это было необходимо. Подает документы на поступление в Алма-атинское музыкальное училище. Почему не в родном Новосибирске или не в престижное московское или ленинградское? Да потому что в родном городе он был известен, как сын «врага народа» и поступление в ВУЗ  ему однозначно не светило. То же самое и в центральных городах. А в провинциальной Алма-Ате на это смотрели сквозь пальцы – 80-90 % технической и творческой интеллигенции там были либо бывшими «сидельцами», либо «чсирами» -«членами семей изменников родины». Да и вообще подальше от стервозы Ревмиры.

Но в музучилище Зацепина не приняли… Сказали, что нефига вам тут делать, вы и так знаете больше нас. Вот вам направление в Алма-атинскую консерваторию.  Прославленная казахская певица Бибигуль Тулегенова, учившаяся с Александром Зацепиным на одном курсе позже вспоминала: «Студенты его очень любили, девочки по нему сохли. Но первой исполнительницей произведений Александра Зацепина была я. Это были песни «О весне» и «Город юности Алматы». Я помню: один раз песня, которую я пела, получила одобрение на худсовете. И Саша мне принес целую коробку — набор духов «Красная Москва». Он сказал: «Это тебе подарок за то, что ты спела мое произведение на худсовете, и оно прошло». Для меня, студентки, это было что-то невероятное».

Зацепин с женой Светланой

В Алма-атинской консерватории Зацепин познакомился с пианисткой Светланой Третьяковой, которая вскоре стала его второй женой, и в 1956 году родила ему дочь Елену.  «Я не могу говорить о ней, тяжело… Она за мной следила. Была моим критиком. Но, конечно, самым главным критиком была и остается дочь», — говорил композитор. Кстати первая жена  не оставляла его в покое и в далекой Алма-Ате. «Вдруг приходит письмо ректору от Ревмиры: что я из семьи контрреволюционеров и не плачу алименты на сына. Никто тогда разбираться не стал, и меня отчислили. Но я добился справедливости: нашел документы, что родители моего деда, наоборот, были революционерами, выступавшими против царизма. А деньги я Ревмире на сына исправно посылал», — вспоминал  позже Зацепин.

1956 год был для Зацепина знаковым и счастливым. Дочь родилась. Закончил консерваторию по классу фортепиано и композиции (педагог Е. Г. Брусиловский). Дипломная работа — балет «Старик Хоттабыч», который поставили в Алма-Атинском театре оперы и балета, был встречен на «ура». И кстати до сих пор играется. По распределению попал музыкальным оформителем на киностудию «Казахфильм».

А там, как раз ведущий режиссер киностудии, Шакен Айманов снимал фильм «Наш милый доктор». Музыка маститых композиторов ему почему-то не нравилась. Хотелось чего-то близкого, простого и в то же время душевного, чтобы потом люди пели на застольях. По тогдашним правилам режиссер должен был поручить написать музыку штатным композиторам киностудии. И если она ему не нравилась, то только тогда искать другого. Старые работники «Казахфильма» зная привередливый характер Шакена Айманова,  считали, что так и произойдет и поэтому скинули работу на молодого и неопытного Александра Зацепина. Но его музыка к песням очень понравилась режиссеру, цепляла за душу, и он утвердил ее для фильма.  Так родились песни «Вальс о весне» и «Надо мной небо синее», ставшие песенной классикой.

Чтобы записать музыку, Зацепину приходилось часто приезжать в Москву, так как на «Казахфильме» не было нужной аппаратуры. В результате руководитель Московского симфоджаза Виктор Кнушевицкий предложил ему перебраться в столицу.  От таких предложений не отказываются, хотя Москва встретила Зацепиных неласково.  Трудно было найти работу,  композитор подрабатывал, играя на аккордеоне в ресторанах.

Зацепин, Селезнева и Гайдай

В 1964 году молодой режиссер Леонид Гайдай работал над кинокартиной «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». До этого он сотрудничал с Никитой Богословским, но что-то там не заладилось, и для очередной картины решил подыскать нового композитора. Искал долго, и тут его жена актриса Нина Гребешкова предложила: «Помнишь ту казахфильмовскую картину «Наш милый доктор». Ну, ту, где песня была, которая тебе понравилась: «Надо мною небо синее». Так ее автор сейчас в Москве. Попробуй его».

«Леонид Гайдай очень серьёзно подходил ко всему, в том числе и к музыке. Он говорил: «Мне неважно, будут песню по радио крутить или нет. Важно, чтобы народ её пел». А это задача сверхсложная. Никто не может сказать заранее, станет ли та или иная песня хитом».

Если для Гайдая прорывом был «Пес Барбос..» и «Самогонщики», то для Зацепина прорывом стала музыка к «Операции «Ы» и другие приключения Шурика». Фильм стал суперпопулярным и  Зацепин стали востребованным. Потом была музыка к «Кавказской пленнице», «Бриллиантовой руке» и к другим фильмам. Было знакомство с поэтом Леонидом Дербеневым, с которым сложился великолепный творческий тандем. Их песни пела вся страна. Была работа с Аллой Пугачевой и другими популярными певцами. Была популярность, слава и любовь народа. Но не все было гладко. Умерла жена Светлана, Зацепин еще два раза женился. Было много хорошего, но и случалось плохое. Все было…

Восемь лет назад Александр Зацепин приезжал в Алматы. Мне посчастливилось побывать на творческой встрече с композитором. Помню его слова: «Казахстан для меня является второй родиной. Я так считаю, потому что я здесь получил образование, написал первую музыку к фильму Шакена Айманова. И песню «Надо мною небо синие, облака лебединые», которая мне дала дальше путёвку в жизнь. Здесь родилась моя дочь. В каждой моей песне есть частичка Казахстана, и я вожу её по всему миру».

Если перефразировать выражение «Вначале работаешь на имя, затем имя работает на тебя», то получится «Вначале кто-то дает тебе толчок к успеху, затем ты толкаешь к успеху другого. Александру Зацепину дали пинок в жизнь Евгений Матвеев, Шакен Айманов, Виктор Кнушевицкий и Леонид Гайдай. Встреча с Леонидом Дербеневым была обоюдно счастливой и удачной. А вот для Аллы Пугачевой и многих других певцов удачей и пинком в жизнь было уже знакомство с Зацепиным. Такова жизнь. Се ля ви.

Замечательный человек и гениальный композитор. Дай Бог ему еще многих лет жизни.

 

 

 

 

Посетители — 689.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *